Попадая из детского дома в приемную семью, ребенок сталкивается с огромным количеством изменений. Это приводит к сильнейшим переживаниям, которые часто наслаиваются на еще не до конца пережитую боль от потери кровных родителей. Все, к чему ребенок привык, что знал и любил, меняется безвозвратно, и теперь ему предстоит пройти сложный процесс адаптации ― к новому дому, новой семье, новой школе, новым правилам жизни.
Как в этой ситуации помочь ему подготовиться к учебе и минимизировать стресс? Об этой большой и непростой теме «Летидор» поговорил с президентом благотворительного фонда «В ответе за будущее» Анной Сошинской.
Какие особенности поведения свойственны детям, побывавшим в детском доме, и как они могут повлиять на психическое состояние и поведение ребенка после поступления в школу?
У бывших воспитанников детского дома часто бывает синдром дефицита внимания и гиперактивности, проблемы с речью в младшем возрасте, пробелы в знаниях. Они не имеют представления о том, что такое личные границы, не могут распознать и объяснить свои чувства и эмоции, не понимают шуток, отстают от своих сверстников в психологическом, а иногда и в физическом развитии.
С приходом в школу эти проблемы могут проявиться в десятикратном размере: в процессе адаптации ребенок и так нигде не чувствует тыла, а тут к его волнениям прибавляется еще и необходимость привыкать к одноклассникам, слушать учителей, заниматься.
Очень важно, чтобы родители сконцентрировались на его психоэмоциональном состоянии и не ждали от него сразу внимательности, сосредоточенности, успехов в учебе.
В этой ситуации идеально ― отсрочить поход в школу на один год, выбрать семейное или домашнее обучение, дождаться, пока ребенок придет в себя, и только после этого отдать его в учебное заведение.
Как в процессе адаптации помочь ребенку освоить знания и навыки, которые он не получил в детском доме?
С ним нужно очень много разговаривать. А еще понять, что те вещи, которые для нас ― элементарные и сами собой разумеющиеся, ребенку из детского дома могут быть не знакомы.
Например, домашние дети, наблюдая за родителями, понимают, откуда в доме берется еда, как получается чай, как выглядит и работает машина. Воспитанникам детдомов это нужно объяснять.
Чтобы восполнить пробелы в базовых знаниях, можно в комфортной для ребенка обстановке обсуждать с ним разные предметы и явления.
Например, вы идете по улице. Посмотрите по сторонам, обратите внимание на людей, животных, окружающую обстановку, поговорите о погоде. Так вы не только поможете ребенку узнать что-то новое, но и начнете сближаться во время разговора.
Только по завершении периода адаптации, когда ваш ребенок придет в себя, можно пойти с ним в какой-нибудь кружок или секцию. Главное ― чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно, понимал, что вы рядом и не бросите его.
Ребенок гиперактивен, его внимание сложно удержать дольше, чем на несколько минут. Как подготовиться к школе, где ему придется высиживать несколько уроков по 40 минут? Что делать?
Если у ребенка есть проблемы с вниманием, он не может ни на чем сосредоточиться, ни минуты не сидит спокойно, постоянно ерзает, все забывает и теряет ― ему однозначно показана помощь психолога, нейропсихолога, в некоторых случаях ― психиатра.
Гиперактивность ― не болезнь, к определенному возрасту она, как правило, компенсируется. Но разбираться с этой проблемой необходимо только через занятия со специалистами.
К счастью, у приемных семей сейчас много возможностей получить квалифицированную помощь ― не только очно, но и онлайн. Например, можно обратиться за бесплатной консультацией в Федеральную дистанционную службу поддержки приемных семей, которая появилась в России в прошлом году усилиями двух фондов ― «Найди семью» и «В ответе за будущее».
Как научить ребенка уважать свои и чужие личные границы? Как объяснить ему, что нельзя брать чужие вещи без спроса, навязывать общение?
Сперва родителям нужно понять, почему вообще ребенок себя так ведет. В детских домах нет ничего «моего» и «твоего», есть только общее. Как правило, воровство связано именно с этим. Ребенок не знает и не понимает, что вещь может кому-то принадлежать, что ее нельзя брать.
Худшее, что могут сделать родители в этой ситуации, ― поставить на ребенке клеймо, назвать его вором, наказать.
Вместо этого нужно спокойно поговорить с ним, узнать, почему он так поступил, если необходимо ― обратиться к психологу, который поможет ребенку упражнениями, разговорами, примерами, уважением к его личным границам.
Можно давать ребенку карманные деньги, которыми он будет распоряжаться по-своему. Это поможет воспитать в нем чувство собственности. Не надо его после этого контролировать, следить, как он поступит с деньгами: важно показать, что вы ему доверяете.
Приемным детям трудно понять чувства других людей, потому что они сами сильно травмированы. Когда ребенок ведет себя навязчиво ― он даже не понимает, что доставляет кому-то неудобства. Ваша задача ― рассказать ему о личных границах, на своем примере показать, как вести с окружающими, не причиняя им дискомфорт.
Как уберечь ребенка от буллинга в школе по поводу того, что он ― приемный?
В первую очередь нужно спросить его: хочет ли он, чтобы одноклассники и их родители знали о том, что он приемный, и после этого поговорить с учителями в школе.
Если ребенок не готов рассказывать окружающим, что он рос в детском доме, ― попросите педагогов сохранять молчание. Если он не имеет ничего против ― договоритесь с классным руководителем о том, чтобы эта тема обсуждалась экологично.
Преподавателям стоит обратить внимание на то, как складываются отношения у вашего ребенка с одноклассниками, пресекать любые проявления травли, объяснять детям, почему это недопустимо.
Многие из них не знают о том, как происходит развитие и адаптация детей, которые попадают из детского дома в приемную семью. У каждого ребенка работают свои механизмы защиты: кто-то ведет себя вызывающе и хамит, другие забираются в страхе под стол, третьи рыдают. Для неподготовленного человека такое поведение неадекватно.
Доходит до того, что педагог может осудить ребенка, сказать, что он ненормальный, идет по стопам своих кровных родителей. Этого ни в коем случае нельзя делать. Заранее подключите к диалогу руководство учебного заведения, психолога, объясните им ситуацию, предупредите об особенностях поведения вашего ребенка.
Что делать, если ребенок боится отвечать у доски, сделать ошибку, получить двойку, ждет, что над ним будут смеяться?
Нужно рассказывать о его страхах учителям. Попросить их не вызывать ребенка к доске, если возможно ― не ставить оценки первое время, дать ему привыкнуть к новой обстановке.
Стоит договориться, чтобы его знания проверяли письменно или индивидуально, чтобы не вводить его стрессовую ситуацию.
Очень важно, чтобы школа и семья объединялись ради благополучия детей. Если этого не происходит, если классный руководитель ищет, как бы избавиться от ребенка, а руководство учебного заведения не слышит вас, не идет навстречу, можно обратиться за помощью в высшие инстанции, а лучше всего ― сменить школу.
Если ребенок только попал в новую семью ― ему не до учебы. Представьте, что вы в испуге убегаете от опасности ― разве вы можете в таком состоянии интересоваться красивыми пейзажами вокруг? Вам совершенно не до этого.
То же самое происходит и с ним. Он не может заниматься, ему не до новой информации, он просто не в состоянии ее воспринимать, его познавательная активность приостановлена.
Здесь нужно обратить внимание на интересы ребенка, спросить, чем ему нравится заниматься. Внимательно его слушать, не давить на него, поощрять любой новый шаг, не корить за двойку, не заставлять его думать, что он ни на что не годится ― иначе он никогда не раскачается.
Компенсируйте неудачи успехами. Вот здесь он не справился с контрольной, зато какую картину нарисовал! Ребенку надо понимать, что он из себя что-то представляет, быть уверенным в себе, понимать, что у него что-то хорошо получается.
Замечайте прогресс, не сравнивайте своего ребенка с другими детьми. В этом случае у него самого появится интерес к новым знаниям.
Какие способы снятия стресса после школы подойдут для приемных детей?
Универсальной методики не существует. Главная формула: сначала отдых, потом занятие. Позвольте ребенку делать то, что ему нравится, комбинировать учебу и хобби. Искренне поддерживайте его увлечения и начинания.
Делайте передышки: время от времени убирайте любые дополнительные занятия кроме тех, которые ребенок сам попросит оставить.
Отлично, если он занимается спортом ― физические упражнения прекрасно помогают снять напряжение.
В остальном рекомендации простые: здоровый сон, комфортная атмосфера дома, любящие и поддерживающие родители ― все это оказывает позитивный эффект на эмоциональное состояние ребенка.
https://letidor.ru/psihologiya/kak-pomoch-priemnomu-rebenku-legko-adaptirovatsya-k-shkole.htm
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.