Российское правительство обратило внимание на проблему «значительной доли» воспитанников детских домов, которые остаются там при живых родителях — этих детей в казённых заведениях сейчас около трети. Они были помещены в сиротские учреждения по заявлениям родителей — такая возможность есть по закону, если семья находится в сложной жизненной ситуации. Это мера временная, однако часть детей так и остаётся жить в детдомах. Совет при правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере (его возглавляет вице-премьер Татьяна Голикова) поручил Минпросвещения, Минтруду и Минздраву провести мониторинг численности детей-не сирот, находящихся в детдомах. Поручение совета предоставила «Открытым медиа» пресс-служба совета.
Детским домам было поручено сократить число воспитанников в группах, состав группы стал разновозрастным, а помещения учреждений было рекомендовано переоборудовать в помещения квартирного типа. Тогда же были введены правила по временному помещению детей в организации для сирот: организация, органы опеки и законный представитель ребенка заключают соглашение, в котором прописываются сроки нахождения ребенка в детдоме и обязанности сторон, в том числе родителей. Однако если ребенок временно помещается в организацию для детей-сирот для получения медицинских, социальных или образовательных услуг, то такое соглашение не требуется.
Во время заседания попечительского совета в конце февраля его член, президент фонда «Волонтёры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская сообщила, что почти треть воспитанников российских детских домов не являются сиротами и оказались там по заявлению родителей, а также обратила внимание, что доля таких детей непрерывно увеличивается. «Получила распространение практика брать ребенка под опеку или восстанавливаться в родительских правах, чтобы тут же помещать ребенка снова в учреждение, но уже в статусе „временного“», — также рассказала она.
По итогам этого заседания совет поручил ведомствам до 1 июля проанализировать причины временного помещения детей в такие организации, выявить, сколько детей там остались после окончания сроков, указанных в родительских заявлениях, а также оценить объём средств, которые государство направило на содержание таких детей.
В домах ребенка на конец 2019 года находились 7059 детей, из них 54% были помещены туда по заявлению родителей. В 2018 году доля таких детей составляла 53%.
Альшанская на заседании отмечала, что изначально услуга по временному помещению ребенка в детский дом задумывалась как полезная — семье давали возможность решить проблему, устроить свои дела, а позже воссоединиться с ребенком и сохранить семью. «Однако применение этой услуги стало достигать существенного размаха, — обратила внимание Альшанская. — В итоге ребенок попадает в ещё более уязвимую ситуацию: он вынужден находиться в организации для детей-сирот годами и не может, как ребенок со статусом оставшегося без попечения родителей, найти другую семью, которая могла бы взять его на воспитание».
«Предоставление данной услуги должно иметь некоторые разумные ограничения», — резюмирует Альшанская. Она отметила, что такая услуга «должна быть действительно крайней мерой».
В ещё одном поручении совета предлагается до 1 декабря Минпросвещения, Минтруду, Минфину «проработать вопросы» возможности передачи детей-не сирот на предварительную опеку — в качестве альтернативы помещения ребенка в сиротское учреждение.
В разговоре с «Открытыми медиа» Елена Альшанская отметила, что ситуация с «зависшими» в детских домах детьми «устраивает многих»: «родительские» дети не попадают в официальную статистику детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а родители продолжают получать «детские» выплаты, если, например, у ребенка есть инвалидность.
Эксперт также рассказала, что бывают ситуации, когда заявление на временное пребывание в детдоме является «маскировкой» отобрания ребенка: например, органы соцзащиты предлагают написать родителям заявление, если находят у них какие-то проблемы — в противном случае они составляют акт отобрания и должны будут подать в суд на ограничение или лишение родительских прав. «И какой родитель в такой ситуации не напишет заявление», — отметила Альшанская.
Еще одной категорией родителей, которые помещают детей в сиротские учреждения по заявлению, по ее словам, являются матери-одиночки с маленькими детьми: проблема с местами в яслях в течение многих лет в России остается одной из наиболее острой, поэтому ребенка до трех лет в детский сад устроить трудно. Такие женщины помещают ребенка временно в детдом, чтобы иметь возможность работать. «Поэтому я бы не стала винить в сложившейся ситуации именно родителей», — сказала эксперт.
https://openmedia.io/news/n3/pravitelstvo-reshilo-ogranichit-chislo-detej-ostayushhixsya-v-detskix-domax-pri-zhivyx-roditelyax/?amp&fbclid=IwAR22H3DnexAw8sdeOStHD2BvcYp_SYxnsotsnGUKzL5iqEh8A6GEMZuKWv4
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.