Выбор школы - ответственное решение. Речь идет не только о детском образовательном учреждении, но и храме знаний для взрослых.
Будущие ученики — те, которые решили стать замещающей семьей, ищут для себя подходящую Школу приемных родителей. Психолог фонда «Измени одну жизнь» Джессика Франтова помогает в этих поисках, предоставив «дорожную карту».
Школа приемных родителей (ШПР) – это обязательный курс подготовки для будущих опекунов и приемных родителей. И, зачастую, вызывает много вопросов: чему там учиться, почему так долго, и для тех, кто на первые два вопроса уже ответил – а как выбрать «хорошую» ШПР, что это такое.
Если отвечать на самый распространенный вопрос: «Зачем вообще нужна ШПР?», то можно ответить так: ШПР дает необходимые знания по вопросам: как подготовиться к приемному родительству, что такое травма потери приемного ребенка, как он ее проживает, как могут проявляться пережитый опыт депривации, жестокого обращения, пренебрежения нуждами, какие особенности психологического и физического развития есть у ребенка с опытом сиротства, как проходит адаптация, какими компетенциями нужно обладать приемному родителю, что происходит с семьей при появлении приемного ребенка.
Бывает так, что эти вопросы сами по себе вызывают удивление и недоумение, а иногда и отрицание: «А разве так бывает?» «Зачем тратить на это время сейчас, разберемся по ходу», «У нас большой опыт родительства, как-нибудь справимся».
К сожалению, опыт специалистов и приемных родителей говорит о том, что, во-первых, да, так действительно бывает.
Во-вторых, успешный опыт родительства — не панацея от возможных сложностей с адаптацией и приятием приемного ребенка. Это нежелание «во всем этом разбираться», возможно, как раз сигнал о том, что приемное родительство — не то, что нужно сейчас этой семье.
К сожалению, это не очень ресурсное начало истории, которая может закончиться довольно печально: распадом семьи, возвратом ребенка, ведь его приход в семью решит ситуацию, а сделает более видимыми итак существующие противоречия.
Другой, не менее часто возникающий у кандидатов в приемные родители вопрос, звучит так: «А обязательно ли всем членам семьи проходить подготовку? А если один из супругов будет ходить, а другому расскажет?».
Ответить на него можно так: ребенок придет в семью и взаимодействовать будет со всеми членами семьи. Так же, как и происходящее с ним будет влиять на всех членов семьи, вне зависимости от того, ходили ли они в ШПР, читали ли они литературу и смотрели ли видеоматериалы.
И, одно дело, когда есть опыт длительной осознанной подготовки, опыт живого взаимодействия с преподавателями и участниками и опыт пересказа из вторых рук.
Кроме того, если один из супругов не хочет или не готов включиться в подготовку, возможно, ему или ей сейчас более важно потратить свои силы на что-то другое. И, возможно, что и в дальнейшем заботы о приемном ребенке будут сконцентрированы в руках одного из пары, что может привести к непониманиям, разногласию, выгоранию родителя.
Когда решение о посещении ШПР принято, семья сталкивается с еще целым рядом вопросов: а куда, собственно говоря, идти? Какую ШПР выбрать?
В крупных городах есть возможность этого выбора, есть разная продолжительность курса, разные ведущие. Как определиться?
Здесь можно обратить внимание на несколько критериев.
Традиционно продолжительность курса составляет о 1,5 до 3 месяцев, в зависимости от того, сколько раз в неделю идут занятия. Время необходимо для того, чтобы участники обучения могли выполнять домашние задания, осознавать полученный материал, погружаться «в тему».
Если курс длиться несколько дней, то стоит задаться вопросом – а чему и в каком объеме здесь будут учить? С большой долей вероятности, каким-либо темам не будет уделяться должного внимания, а последствия этого упущения в полной мере можно будет прочувствовать, когда ребенок будет уже в семье.
На старте часто хочется «побыстрее», но вопросы, которым посвящена ШПР очень глубокие, требующие осмысления и вряд ли здесь скорость будет хорошим советчиком.
По закону, количество практических часов должно быть больше теоретических. Это означает, что кроме лекций, во время обучения должны проводиться тренинги, мастер-классы, разбор кейсов, ролевые игры и т.п.
Ведущие ШПР не просто читают материал, они активно вовлекают группу в обсуждение и взаимодействие. Это нужно для того, чтобы участники получили максимально возможный опыт «погружения» в тему, прочувствовали некоторые вопросы.
Узнайте, как именно будут проводиться занятия, что вы будете делать во время встреч.
Пожалуй, это один из основополагающих вопросов, потому что от ведущих школы будет зависеть многое. Важно, чтобы они были вовлеченными специалистами своего дела, имели практический опыт работы с приемными семьями, знали, кто такие дети с опытом сиротства.
Вовлеченность, конечно, довольно субъективный критерий, но распознать искренний интерес к вопросу довольно просто даже на интуитивном уровне.
Часто в качестве показателя «хорошей» подготовки ведущего ШПР называют наличие у ведущих опыта приемного родительства. Живой опыт, безусловно, является очень большим плюсом.
Однако, здесь бывает спрятана небольшая «ловушка» — иногда личный опыт может превалировать над профессиональным и частный случай «у меня так работает, значит будет работать у всех» не дает возможности донести объективно информацию.
Поэтому, наверное, идеальным вариантом для ведущих было бы совмещение и профессиональной позиции, и приемнородительской – другими словами, хорошо бы, чтобы один из них имел опыт приемного родительства, а другой оставался в профессиональной позиции.
И, конечно же, невозможно обойти вниманием такой критерий — а что же говорят те, кто школу уже прошел? На что они обращают внимание? Отзывы можно найти в Интернете, почитать в книге отзывов и обратить внимание на то, о чем пишут люди.
Интересно? Полезно? Увлекательно? Понятно? Чем больше живых, неказенных слов, тем больше вероятность, что человек, его написавший, действительно, изменился, соприкоснувшись с новым знанием, и теперь делится этим опытом с теми, кому только предстоит пройти этот путь.
А бывает еще такой вариант отзывов: группа пишет напутствие следующей группе, оставляет коллаж, плакат или просто надпись на доске.
В «хорошей» ШПР вам с удовольствием покажут это творчество, а быть может, и вам после обучения тоже захочется что-то написать следующим поколениям слушателей.
https://changeonelife.ru/2020/09/01/4-priznaka-horoshej-shpr/
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.