19 Лет
Вот уже 19 лет наш сайт usynovite.ru помогает детям обрести новый дом,
родителей, веру в будущее, а опекунам и приемным родителям — родительское счастье и новых членов семьи.
За время работы сайта количество анкет в банке данных детей-сирот сократилось более чем на 100 000.

усыновите.ру

Первый год в новом доме: как не стать врагами

541

Трудный период решения формальностей позади, и вы с ребёнком оказываетесь дома. Большинство приёмных родителей в этот момент переживают: как лучше начинать общение с ребёнком? Найти общий язык, смягчить последствия травмы или плохого обращения с ребенком его родителей или сверстников, узнать своего ребенка и дать ему узнать вас. Предлагаем советы детских психологов о том, как вести себя с приёмным ребёнком в течение первого года его жизни в вашем доме.

Трудный период решения формальностей позади, и вы с ребёнком оказываетесь дома. Большинство приёмных родителей в этот момент переживают: как лучше начинать общение с ребёнком? Найти общий язык, смягчить последствия травмы или плохого обращения с ребенком его родителей или сверстников, узнать своего ребенка и дать ему узнать вас. Предлагаем советы детских психологов о том, как вести себя с приёмным ребёнком в течение первого года его жизни в вашем доме.

Первые дни для Данилы в нашей семье были очень сложные. Мы просто не знали, как с ним обращаться, о чём разговаривать. Он был похож на зверька, загнанного в угол. Старались всей семьёй: много его обнимали, говорили с ним, успокаивали его, но он молчал. Говорили ему: «Ты только верь, не бойся!». И он поверил настолько сильно, что через неделю он нас с мужем назвал мамой и папой.

Из дневника участницы конкурса "Наши истории" 2017 года Сазгиной Валентины Григорьевны

Готовьтесь заранее

Перед тем, как вы с ребёнком начнёте жить вместе, узнайте внимательно его историю: жил ли он уже в другой семье, в каком возрасте остался без родителей и почему, какие у него проблемы и как можно ему помочь.

Подготовьте семью: поговорите с родными и расскажите, что теперь у вас будет приёмный ребенок. Объясните им, как с ним общаться, что можно от него ждать. Обязательно подготовьте других детей к появлению в доме нового члена семьи.

Подготовьте комнату, в которой будет жить ребёнок. Купите заранее одежду, игры, книги, соответствующие его возрасту и интересам, чтобы, придя домой, он почувствовал, что его тут ждали.

Чтобы привести детей в семью, мы сделали ремонт, подготовили кровати, каждому его личное место, где бы он мог играть, рисовать, уединиться с сестренками и пошушукаться. Закупили продукты. Бабушки продумывали меню. Антона и Анжелу мы собирали в 1й класс: учебники, канцелярские товары, одежда и многое еще чего. Я читала много литературы, но 8 лет назад её было очень мало, разговаривала с другими принимающими семьями, но тогда люди были «закрытыми» и сильно не делились с нами.

Из дневника участницы конкурса "Наши истории" 2015 года Грицюк Светланы Николаевны

Если ребёнок школьного или детсадовского возраста, надо заранее найти подходящую школу или детский сад, поговорить с учителями о ребенке, рассказать об особенностях его поведения и объяснить, что в первый год вы не нацелены на большие достижения в учёбе. Пусть учителя помогут ребенку встроиться в новый коллектив и будут к нему не очень строги.

Подумайте о том, что в первый год кому-то из родителей придётся на время уйти с работы. В этот период ребёнок максимально будет в вас нуждаться, и совмещать заботу о нем и карьеру будет сложно.

Заранее найдите детского психолога и педиатра с опытом общения с детьми из детских учреждений.

Проводите как можно больше времени вместе

Первый год — самый главный для создания фундамента близких и искренних отношений. Проводите как можно больше времени вместе и не оставляйте ребёнка надолго одного. Играйте, ешьте вместе, если нужно — спите первое время в одной комнате.

Если ребёнок хочет вести себя инфантильно для своего возраста, позвольте ему. Пусть он поймет, что вы – безопасный для него человек, который чутко реагирует на его потребности. Самое важное для вас в первый год – это завоевать детское доверие. Дети, не умеющие доверять другим, вырастают тревожными и эмоционально зажатыми людьми. Их «независимость» — ложная. Они не уверены в том, кому могут доверять, и кто может им помочь.

Ребёнок, научившийся здоровой зависимости, успешнее познаёт новое и исследует мир, потому что знает: если вдруг что-то пойдёт не так, он всегда может положиться на своих родителей. Спокойные и уравновешенные дети понимают, что они могут быть зависимыми от взрослых, и что это – естественно.

«Все знают, что дети из детского дома, как правило, сильно отстают в развитии, как в умственном, так и в физическом. Так вот Нина отставала (да и до сих пор отстаёт) просто катастрофически. 4 марта Нине исполнится уже восемь лет, а она еле-еле за полгода выросла с 98 см до 102. В умственном и психическом развитии она как пятилетний ребёнок, ещё к тому же и гиперактивный. Но учитывая историю её жизни и внушительный список диагнозов — это не удивительно. Так что живём с тем, что есть, за ровесниками не гонимся, радуемся просто прогрессу».

Из дневника победительницы конкурса "Наши истории" 2017 года Лихуновой Олеси Игоревны

Научите ребёнка играть с вами

Игры очень важны для развития и социализации детей. Приёмные дети пропустили много весёлых игр, у большинства из них нет опыта совместной радостной игры с родителями, братьями и сестрами. Возьмите роль заводилы и научите ребёнка новым забавам.

Наблюдайте за ним в процессе: некоторые дети быстро устают, других трудно остановить. Не настаивайте, если видите, что ребёнок отвлекается и уже не так активен. Подбирайте игры с учётом особенностей ребенка. Например, приёмные родители мальчика, который боялся играть на улице, подарили ему разноцветные мелки. Желание рисовать на асфальте пересилило страх, и ребенок перестал бояться находиться вне дома. Потом ему подарили мяч. Так, шаг за шагом, с помощью игры, мальчик окончательно переборол страх улицы.

Разговаривайте с ребёнком

Родители малышей часто разговаривают с ними с усиленными интонациями, чтобы обратить внимание на какие-то вещи и подчеркнуть их важность. Расстановка акцентов помогает детям ориентироваться в огромном мире. Со временем «усилителей» нужно всё меньше. Первое время с приёмным ребенком, даже если он уже не младенец, можно попробовать этот способ. Так вы дадите ему понять, как видите этот мир. Объясняйте ему даже те вещи, которые кажутся вам очевидными. Таким образом вы передаёте ему не только информацию, но и развиваете способность формировать оценочные суждения.

У большинства из нас в течение дня внутренний диалог продолжается (да, мы на самом деле разговариваем сами с собой). Нужно частично направить этот внутренний диалог во внешний мир, и говорить не себе, а ему, ребенку. Это обычная практика у родителей малышей, но многие приёмные дети часто лишены этого периода. Пройдите эту стадию с ребёнком, даже если он уже не младенец.

Сразу покажите границы дозволенного

С самого первого дня учите ребёнка личным границам каждого из вас. Конечно, вначале это будет непросто и займёт много времени. Наберитесь терпения. Ведь именно в первый год в ребёнке закладываются правила поведения в конкретной семье, многое для него в новинку, а изучение и запоминание требует времени.

Не используйте командный тон и не пугайте ребенка. Это плохо влияет на любых детей, а на детей из детских домов – особенно. Вы добьётесь прямо противоположного эффекта от того, на который рассчитывали. Старайтесь всегда говорить спокойным голосом. Иногда будет трудно, но надо постараться.

Есть несколько способов поведения в неприятных ситуациях:

  • Если ребёнок делает вид, что не слышит вас, привлеките его внимание действием, например, возьмите за руку.
  • Если ребёнок дерётся, это надо сразу пресечь. Никогда не терпите удары от ребенка.
  • Если не получается его сдержать, лучше всего отойти от ребенка, пока он не успокоится.
  • Если ребёнок устроил истерику, «упал на пол» в общественном месте, будет плохой идеей «припугнуть» его, сделав вид, что вы уходите. В такой ситуации лучше молча подождать, пока истерика пройдет. Можно переключить его внимание: начать тихим и мягким голосом рассказывать что-нибудь отвлечённое — ребенок сам не заметит, как увлечётся рассказом и забудет, что только что кричал и валялся.

Поддерживайте спокойную обстановку дома

Жизнь ребёнка до того, как он попал в ваш дом, скорее всего, не отличалась разнообразием. На него не обращали достаточно внимания, и он привык к этому. Оказавшись в новом доме, он может быстро устать от количества вещей, звуков и внимания. Он просто не успевает обрабатывать информацию. Одни дети постоянно плачут, другие так перевозбуждаются, что их сложно угомонить, третьи – забиваются в угол. Поэтому попытайтесь в первый совместный год ограничить раздражающие факторы.

Наблюдайте за ребёнком. Например, некоторые дети поначалу боятся автомобилей. Если у ребёнка проблемы с поведением при передвижениях по городу, попробуйте несколько дней обойтись без автомобиля, посмотрите, имеет ли это значение.

Ваш лучший друг – это режим дня ребенка. Пусть он будет последовательным и предсказуемым.

Я поняла для себя два важных момента: очень важно придерживаться всех рекомендаций, которые дают специалисты, по режиму дня и по обязательной физической нагрузке (кстати, первое, что мы приобрели для малышки — это спортивный уголок), и по отношению семьи к поведению ребёнка, и еще очень важно не оставаться один на один с проблемами

Из дневника участницы конкурса "Наши истории" 2017 года Баженовой Ларисы Николаевны

Не обращайте внимания на неудачи в учебе

Школьная успеваемость не так важна для счастья ребёнка. Во всяком случае, не в первый год жизни в новой семье. Сейчас речь идёт о помощи ребенку, об укреплении его психики и здоровья, а не о пятёрке по алгебре или успехах по английскому языку в детском саду. Первый год – это построение семейных отношений, которые потом будут определять все взаимосвязи в жизни ребенка. Алгебра, скорее всего, не окажет на его жизнь такого влияния.

Психика человека так устроена, что любые изменения в жизни, неважно, позитивные или негативные, – стресс. В стрессовом режиме мозг не в состоянии работать в полную силу, человеку трудно долго оставаться сконцентрированным. Возможные трудности в обучении связаны именно с этим, а не с тем, что ребёнок глуп или ленив. Отставание в эмоциональном развитии тоже накладывает отпечаток на обучение и отношения с одноклассниками.

Ребёнок первое время будет чувствовать себя в школе дискомфортно и неуверенно. Не ругайте за неуспеваемость, лучше помогайте ему с домашними заданиями и запишите на секции, которые ему нравятся. Сейчас время, проведённое вместе с вами после школы или за игрой с детьми, значит для него больше, чем отметки в дневнике.

Посещайте детского психолога

Стереотипы по отношению к психологам и психотерапевтам сохранились во многих семьях – кажется, что можно справиться без помощи специалистов. К сожалению, не всегда. Когда вы берёте в семью приёмного ребёнка, вы все испытываете сильные эмоции, потому что ваша жизнь кардинально меняется. Не являясь профессиональными психологами, родители часто не могут понять причины странного поведения ребёнка. Поэтому лучше обратиться к семейному или детскому психологу.

Терапия может быть полезна не только ребенку, но и вам. Обратившись к специалистам в первый год, вы ускорите процесс адаптации ребёнка к новым для него условиям и лучше поймёте, как себя с ним вести. Опыт других приёмных родителей, форумы или статьи в журналах не всегда могут дать нужный ответ в конкретной ситуации. Ведь вы и ваш ребёнок индивидуальны. Помните, психология помогает справиться со своими чувствами. Обращение к специалисту не означает, что вы или ребёнок «неправильные».

Не забывайте о себе

Лучший способ борьбы с детской раздражительностью и суетливостью – ваше хорошее настроение и дружелюбное отношение. Именно ваша эмоциональная стабильность укрепляет психику ребенка. А усталость и депрессия отдаляют вас друг от друга. Невыспавшийся, голодный, уставший родитель не способен оказать ребёнку никакой поддержки. Так что следите не только за режимом ребёнка, но и за своим. Сложно быть хорошим родителем, если вам самому нужна помощь.

 

http://nashiistorii.ru/pervyj-god-v-novom-dome-kak-ne-stat-vragami/

 

Новости Минпросвещения РФ

08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.

8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.

В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство. 

– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.

Справочно

В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.  

В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.

Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием  будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.

Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.

Новости

Все новостиПодписаться на новости

18 Ноября 2024

26 ноября – 27 ноября 2024 года состоится Всероссийский онлайн форум православных приемных семей

17 Октября 2024

16 октября 2024 года в Тюмени начала работу Всероссийская стажировочная площадка для специалистов ведомств системы профилактики социального сиротства.

10 Сентября 2024

В Москве состоится Всероссийский форум школ родителей

28 Августа 2024

Проект «От обители — к родителям» с 28 августа объявляет о начале набора на участие в ресурсных группах для приёмных родителей и кандидатов.