Президент России поручил правительству разработать законопроекты по финансовой поддержке российских усыновителей.
Законопроекты внесут в Госдуму до 1 марта 2013 г. Они должны предоставить налоговые льготы усыновителям, а также снизить требования к нормативам площади жилья и сократить перечень документов, необходимых для усыновления ребенка.
О том, как решают проблему сиротства в Петербурге, корреспондент «ПД» узнал у представителей Комитета по социальной политике. Как отметил глава комитета Александр Ржаненков, право каждого ребенка – жить и воспитываться в семье на своей родине. «Мы отчетливо осознаем, сколько еще должно быть сделано, чтобы решение проблемы сиротства, проблемы детей-инвалидов не требовало подвига, а было бы качественно работающей системой, помогающей и поддерживающей и детей, и родителей. И главное – нужны механизмы, работающие на перспективу, а не на сиюминутную видимость», – подчеркнул Александр Ржаненков.
По данным комитета, к концу 2012 г. на учете в региональном государственном банке данных находились сведения о 2851 ребенке, оставшемся без попечения родителей (цифра постоянно сокращается). В 2011 г. в Петербурге устроены на воспитание в российские семьи 1647 детей, а с января по 1 декабря 2012 г. – 1163 ребенка.
Сегодня в городе действует целый комплекс мер по поддержке детей-сирот и приемных семей. Так, единовременное пособие при передаче ребенка в семью составляет 21 704 рубля; ежемесячно приемным родителям из бюджета Петербурга выплачивается почти 7 тыс. рублей на одного ребенка и более 10 тыс. – на двоих; на содержание детей, находящихся под опекой и попечительством, – ежемесячно свыше 6700 рублей.
С 2006 г. в Петербурге работает городская социальная программа «Ищу маму», целью которой стала доступность информации о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей. В Интернете создан специальный сайт sirota-spb.ru, на котором постоянно обновляется база детей-сирот с указанием возможных форм устройства.
В Северной столице успешно действуют социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи семье и детям, кризисные центры помощи женщинам (полный список – на сайте spb-family.ru).
Законодательство России предусматривает три формы устройства детей в семьи: усыновление, опека/попечительство, приемная семья.
Усыновление детей (установление опеки) в России регулируется положениями Семейного кодекса, ФЗ «Об опеке и попечительстве» и др. Информацию можно получить на странице официального интернет-проекта Министерства образования и науки http://www.usynovite.ru. На этом же сайте постоянно обновляется федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью является усыновление – в этом случае юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и родителем (супружеской парой). Первым шагом к усыновлению должен стать сбор документов, включающих автобиографию, справку с места работы с указанием зарплаты, документ о праве собственности на жилое помещение, справку органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан, медицинское заключение о состоянии здоровья и др. Все документы могут быть поданы через Единый портал государственных и муниципальных услуг в Интернете.
Представители органа опеки рассматривают заявку, изучают условия жизни будущего усыновителя и в 5-дневный срок готовят свое заключение. Затем заявителя ставят на учет в качестве кандидата и открывают доступ к банку данных о детях. Кандидаты в усыновители имеют право получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников, а также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка.
После этого усыновитель вправе обратиться в суд с заявлением об усыновлении. Окончательное решение принимается в течение 2 месяцев на закрытом судебном заседании. После усыновления ребенок получает все права родного, включая имущественные, но при этом лишается льгот, которые он имел как сирота (например, права на получение после достижения 18 лет жилья от государства, льгот при поступлении в учебные заведения и т.д.).
В отличие от усыновления опека (над ребенком в возрасте до 14 лет) и попечительство (от 14 до 18 лет) не дают права на наследование имущества, однако опекуны являются законными представителями подопечных и совершают от их имени все юридически значимые действия. Обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, но орган опеки вправе заключить с попечителем договор о приемной семье на возмездных условиях. Ребенок, переданный в приемную семью, сохраняет право на причитающиеся ему алименты и выплаты, в том числе право на получение государственной жилплощади.
Потенциальные усыновители и опекуны могут узнать дополнительную информацию по телефонам государственного учреждения «Центр помощи семье и детям», на базе которого действует «Школа приемных родителей», – 388-01-12 или Комитета по социальной политике Петербурга – 576-26-31.
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.