Социально-психологическое исследование кандидатов в приемные родители, чаще называемое тестированием, — один из важных, но волнительных этапов перехода ребенка в семью. Вместе с опытными приемными родителями и экспертами-психологами мы разбираемся, почему пройти его необходимо, а опасаться нечего.
Во многих регионах нашей страны беседа с психологом давно стала нормой для семей, готовых взять к себе приемного ребенка. Для будущих родителей исследование их психологического состояния остается добровольным шагом. Они вольны выбирать — проходить его или нет. Результаты не могут повлиять на окончательное решение органов опеки и попечительства. Говоря проще, кандидатам не смогут отказать — у них будет возможность взять ребенка в семью.
На форумах приемных родителей и в беседах с кандидатами на этот статус часто звучит один и тот же вопрос: «Зачем нам проходить тесты? Почему нашей уверенности в своих силах недостаточно?».
Психологи убеждают: исследование необходимо. Готовясь стать приемными родителями, мы зачастую не можем объективно оценить свои силы и изменения, неизбежно последующие с приходом ребенка в наш дом, взвесить свои сильные и слабые стороны, понять, есть ли у нас достаточный ресурс. Психологическое исследование позволит специалистам увидеть то, что для нас самих остается в «слепой зоне», и помочь нам справиться с потенциальными или уже имеющимися проблемами.
Именно помощь в благополучном семейном устройстве ребенка и точечная поддержка приемной семьи — главная цель проведения психологических исследований.
Семья Дианы Степановой
Диана Степанова: «Психологи помогли нам справиться с тревогой»
Многодетная мама, 4 кровных детей, 8 приемных
По словам Дианы Степановой, пройти психологическое исследование необходимо всем, кто готовится принять ребенка в семью. Это особенно важно для тех, кто впервые решил стать приемными родителями.
«Наша история началась в 2012 году. Тогда я была беременна четвертым ребенком. Точкой отсчета стал краткий разговор с мужем. Тогда он спросил меня: как я смотрю на возможность взять к нам ребенка из детдома? Тогда я не была уверена в наших силах, но через полгода мы вернулись к этому разговору, а в 2013 году у нас появилась двенадцатилетняя Саша».
Когда Диане и ее мужу предложили пройти психологическое обследование, пара согласилась, не задумываясь.
«Мы проходили тестирование каждый раз, когда в нашу семью приходил новый ребенок. Исследование шло в несколько этапов и заняло не один день, но мы были уверены — его обязательно нужно сделать. Тестов было довольно много. Некоторые из них мы проходили на компьютерах, другие заполняли на бумаге. Все шло в спокойной обстановке. Специалисты исследовали не только нас с мужем, но и наших детей-подростков. Важно ведь понять не только серьезность намерений родителей, но и атмосферу, в которую попадет ребенок, готовность других детей его принять».
Служба сопровождения приемных семей, где Диана и ее родные проходили исследования, обрабатывала результаты около двух недель, а потом приглашала семью для беседы.
«Психологи могут увидеть то, чего не видим или не осознаем мы сами, и помочь нам. С другой стороны, специалисты могут подтвердить то, что мы улавливаем в происходящем в семье, но не понимаем до конца, и предложить свою поддержку. Это очень важно, ведь мы и наши дети — очень разные. Важно понимать, что с нами происходит, и как мы можем справиться с той или иной ситуацией наилучшим образом. В результате одного из исследований психолог увидел у нас повышенную тревожность. Это было объяснимо — у старшей девочки был переходный возраст, первая любовь. Конечно, мы переживали, как и любые другие родители. Психолог помог нам справиться с тревогой».
«Лишним это точно не будет»
Для Дианы, как и для многих кандидатов в приемные родители, психологическое тестирование было волнительным моментом. Но опытная мама знала: главное — не накручивать себя. Тогда рекомендации психологов будут максимально точными и эффективными.
«Если прийти накрученным и раздраженным, это, конечно, скажется на результатах. Если не понимаешь, на что тратишь время, к исследованию будешь относиться халатно, невнимательно. Тогда и советы специалистов будут обращены не к тебе, не к твоей семье. Это неправильно».
По словам Дианы, тестирование — не ерунда, не бессмыслица, а насущная необходимость и пока единственная возможность по-настоящему понять, есть ли у нас ресурсы для того, чтобы быть приемными родителями.
«Когда мы планируем принять ребенка в семью, мы обязательно проходим медкомиссию. Но от психиатра мы получаем только справку, что не состоим на учете. Нас никто не исследует. В то же время у психологов мы проходим тесты на сплоченность в семье, проверяем наши личностные качества, наше эмоциональное состояние, агрессию и так далее. И даже если нет стопроцентной уверенности в точности результата, специалист увидит главное, поймет, что нас беспокоит. К тому же, с высокой долей вероятности он увидит мотив, побуждающий кандидата в приемные родители взять ребенка в семью. А это очень важно, ведь мотивы бывают разными. Лишним исследование точно не будет».
Решение пройти тестирование не только самим, но и привлечь к процессу детей, было принято семьей Дианы самостоятельно.
«Мы все решения принимаем на семейном совете. Общение с психологами и различные тесты наших детей не пугают, ведь мы постоянно работаем с Службой сопровождения. Перед приходом в семью нового ребенка надо быть уверенными, что и дети по-настоящему готовы к этому. Может быть, ребенок считает, что детей вокруг уже достаточно, и теперь внимание требуется только ему, но не говорит об этом открыто?».
«От помощи психологов мы не отказываемся»
В семье Дианы восемь приемных детей: старшая Саша, Женя, учащаяся с старшей сестрой в одном колледже, Леня, Оля, Коля, Андрей, Ксюша и Даниил. Последние трое пришли к ним во время пандемии.
«Мы не делим их на кровных и приемных. Все они — наши дети. Несмотря на том, что Андрей, Ксюша и Даня появились у нас совсем недавно, есть ощущение, что они всегда были с нами».
По словам Дианы, психологическая помощь со стороны специалистов не ограничивается проведением первичного исследования до приема ребенка в семью. Опытные психологи службы сопровождения постоянно находятся в контакте с ней и ее родными, готовы ответить на любые вопросы и знают, в чем именно поддержка нужна больше всего.
«Мы никогда не отказываемся от помощи психологов, а потому не остаемся с нашими сложностями один на один. К тому же, иногда взгляд на происходящее со стороны, разговор со специалистом лучше воспринимается ребенком, чем то, что говорим ему мы. С родителями же можно поспорить, а с сторонним наблюдателем это уже сложнее. Мы также общаемся с другими приемными родителями, делимся с ними опытом, рассказываем, как сами выходили из той или иной ситуации. Это очень важно. Так другие семьи понимают, что они не одни в своих вопросах и проблемах. Есть те, кто проходил через что-то подобное».
Галина Семья
Галина Семья: «Незнание своих истинных ресурсов может стать причиной возврата ребенка в систему»
доктор психологических наук, профессор, член Координационного совета при президенте России по реализации «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы» — руководитель рабочей группы «Равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства», сопредседатель экспертного совета комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, международный эксперт
Проведение психологического исследования важно не только для выяснения ресурсов будущей приемной семьи, но и для понимания, какой ребенок сможет адаптироваться в ней, стать ее полноценным членом.
«В первую очередь, мы должны понять возможности семьи взять непростого ребенка со всеми его потребностями и особенностями. Иногда с помощью исследования мы можем понять, какая форма семейного устройства приемного ребенка будет оптимальна для конкретных родителей. И мы можем посмотреть, какому ребенку будет проще и естественнее прийти в такую семью. А с другой стороны, исследование дает возможность родителям рассмотреть и понять свои сильные и слабые стороны».
По словам Галины Семьи, ограничиться школой приемных родителей и сразу перейти к взаимодействию с Службой сопровождения было бы неправильно. Помощь должна быть адресной, точечной. Начиная работать с приемной семьей, специалистам необходимо иметь представление о ее социально-психологической ситуации.
«У потенциальных приемных родителей и ребенка есть свои представления, как должна выглядеть их совместная жизнь. К сожалению, часто они не соответствуют реальности. Проводя исследование, мы понимаем, где именно нужна поддержка, чтобы ребенок и его новая семья подошли друг другу. По его итогам проводится разъяснительная работа с кандидатами в приемные родители. Им очень важно знать свои особенности. Незнание своего настоящего ресурса, своих слабых и сильных сторон часто становится причиной возврата ребенка в систему».
Профессор уверена: большинство потенциальных психологических причин для отказа от приемного ребенка можно распознать в результате тестирования и во время обучения кандидатов в школе приемных родителей, разобрать и проработать.
«Самое главное, что позволяет психологическое исследование, — подобрать для ребенка адекватную семью. Мы долгое время шли по принципу «ребенок для семьи», но это неправильно. Нам нужно подбирать семью для ребенка, ведь у него есть свои особенности. Например, если у него расстройство привязанности, при котором он готов броситься на шею каждому кандидату в приемные родители, мы можем порекомендовать принять такого ребенка в семью, где нет детей или дети уже выросли. Ему нужно, чтобы все внимание сосредотачивалось на нем».
Психологическое исследование в первую очередь служит пониманию, произойдет ли успешная адаптация ребенка в новой семье.
«Это часть профилактики отказов от приемных детей. Если посмотреть на статистику, треть семей, вернувших ребенка в систему, проходили школу приемных родителей. Сама по себе она в этом случае не срабатывает. С другой стороны, по нашим данным, количество отказов среди тех, кто прошел и школу, и психологическое исследование, не превышало 2%. И нам удалось отсеять тех, у кого точно не сложились бы отношения с приемным ребенком. Но это не значит, что таким родителям отказали окончательно. Ни в коем случае. С ними были проведены беседы. Они также могут сначала стать гостевой семьей, посмотреть, как будут складываться отношения с ребенком, а уже потом принимать окончательное решение».
«Одна из главных причин отказа — ребенок меня раздражает»
Социально-психологическое исследование для кандидатов в приемные родители должно стать обязательным — так считают в комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей. По словам Галины Семьи, так в законодательстве будет закреплено то, что уже стало нормой для многих регионов.
«Там в течение нескольких лет 100% потенциальных приемных родителей проходят этот тест на добровольной основе. Например, так обстоит ситуация в Московской области и Ханты-Мансийском автономном округе. Мы просто стараемся закрепить де юре то, что уже есть де факто. Единственное, что изменится, — органы опеки смогут учитывать результат исследования, выбирая оптимальную форму семейного устройства для ребенка — опека, усыновление, приемная семья».
Законодателям есть, из-за чего волноваться, — по статистике около 5 тысяч приемных семей в год отказываются от приемных детей.
«Возможно, я выскажу не самое популярное мнение, но в этом году мы приняли поправки к Конституции Российской Федерации, где назвали государство исполняющим обязанности родителей для детей-сирот. Почему же оно не может предъявлять требования к семьям, которым передает таких детей? Если посмотреть статистику, одна из лидирующий причин возврата ребенка государству — раздражение. Людей раздражает, как ребенок ест, как себя ведет, они подозревают, что он плохо влияет на их кровных детей. Потенциальную возможность подобных ситуаций можно и нужно выявлять до попадания ребенка в семью, проговаривать и прорабатывать. Психологическое тестирование — один из эффективных инструментов избежать подобных проблем».
Юлия Леснова
Юлия Леснова: «Психологическое тестирование показывает, какие мы сейчас, в момент его прохождения»
Общественный деятель, многодетная мама, 4 кровных и 6 приемных детей
Юлия и ее муж впервые стали приемными родителями десять лет назад. Тогда они работали воспитателями в детском доме. Когда им предложили пройти психологическое тестирование, они сразу же согласились.
«Помню, я потом была не согласна с результатами. Казалось, все это не про нас. Особенно меня удивило, что нас назвали «семьей закрытого типа». Но по прошествии десяти лет я отчасти могу с этим согласиться. Мы действительно закрыты — если принимаем к себе кого-то, то искренне любим его, он уже наш, и мы его никому не отдадим».
Юлия уверена: к кандидатам на роль приемных родителей должны выдвигаться определенные требования. Вот только, как и у многих представителей родительского сообщества, у нее есть сомнения в профессионализме тех, кто будет интерпретировать результаты психологических исследований.
«Давайте говорить честно. Государство нанимает нас на работу. То, что мы искренне любим своих детей, считаем их родными и не представляем, как можно вернуть их обратно, — приятный бонус к выплатам, которые нам положены. Я не стесняюсь этого. То, что дает нашей семье государство, уходит исключительно на детей. Но если говорить о психологических тестах, их формулировки могут быть довольно размытыми и не соотноситься с семьей. К тому же, тестирование показывает нас в конкретный момент. Оно не дает прогноза, не может предсказать, как мы изменимся, как изменятся наши семьи, когда в них придет приемный ребенок. Мы испытываем влияние многих внешних факторов. Учителя, врачи, сотрудники опеки — все они влияют на нас. Психологическое тестирование — не гарантия того, что все пойдет гладко. И кто будет заниматься их интерпретацией? Насколько профессиональны эти люди? Я видела многих педагогов, прошедших краткие курсы и переквалифицировавшихся в психологов. У родительского сообщества не очень высок уровень доверия к профессионализму людей, проводящих исследования».
Еще один страх потенциальных и опытных приемных родителей — если тестирование станет обязательным, специалистам будет проще не отдавать детей в семьи, чем потом получать выговор, если кого-то из них вернут обратно.
«Специалисты будут нести ответственность за это исследование. Но они понимают, что не могут везде быть точными. Мы боимся, что многие пойдут по пути наименьшего сопротивления — будут писать по возможности везде, что семья не ресурсна. А дети так и будут оставаться в детских домах».
При этом Юлия уверена: если родители будут точно знать, что психологическое тестирование направлено на благо их будущего приемного ребенка и их самих, если все вопросы будут решены, никто не станет ему сопротивляться.
«Да, мы опасаемся отсутствия профессионалов, недостатков методик и топорного подхода к этим тестам. Но мы понимаем, что дети должны быть не в детдоме, а в безопасной семье. К сожалению, нельзя сказать, что любая семья лучше детского дома. Многие возвращают детей обратно, а для ребенка каждый возврат — маленькая смерть. Если психологическое тестирование поможет избежать этого, то его необходимо проводить. Все, чего мы хотим, чтобы оно вводилось в спокойном режиме, плавно, чтобы мы были уверены, что с нами работают профессионалы, а дети будут попадать в семьи».
Вероника Ослон
Вероника Ослон: «Задача психологов — помочь как можно большему числу детей попасть в семью»
Кандидат психологических наук, доцент, профессор
Эксперты не отрицают, что проблема со специалистами есть. Но она решаема. Для психологов, задействованных в исследованиях кандидатов в приемные родители, проводится обучение, организуются тренинги, продумываются методики.
«Помимо этого мы стараемся свести человеческий фактор к минимуму, даем пакет методик с максимально понятной интерпретацией, чтобы снизить риск ошибки специалистов».
Вероника Ослон успокаивает: опасения, что психологи будут не готовы отдавать детей в приемные семьи, абсолютно беспочвенны.
«Все с точностью до наоборот. Специалисты заинтересованы в том, чтобы как можно больше детей обрели родителей. От них требуется именно это. В конце концов, такова государственная политика в отношении детей-сирот. Задача специалистов — найти как можно больше возможностей устроить ребенка в семью, найти максимальное количество положительных сторон у потенциальных приемных родителей. Но нельзя не признать, что иногда наш фильтр дает сбой. Когда мы видим сообщения о трагедиях, произошедших с детьми в приемных семьях, мы задаемся вопросом: как такие люди смогли пройти все этапы оформления? Как они вообще попали в нашу систему? Но это только дает нам стимул к ее совершенствованию».
По словам эксперта, в ходе психологического исследования специалисты рассматривают пять основных направлений жизни семьи.
«Это ее история, актуальное функционирование, структура, этап, на котором семья находится сейчас, и внутренние правила, которые в ней существуют. Последний пункт — самый сложный. Иногда мы сами не понимаем, что семья — отдельный мирок со своими внутренними границами и законами. Для нас они естественны, но ребенку, который приходит в этот мир, необходимо понимать эти правила, изучить их, иначе взаимодействие, особенно в первое время, будет сложным. Обследовать, конечно же, нужно не только родителей, но и всех, кто будет жить вместе с ребенком. Такая форма работы с семьей — проявление заботы о ней. К сожалению, в моей практике были случаи, когда люди, несмотря на всю свою уверенность, были не готовы к появлению в их жизни приемного ребенка. Некоторые семьи разрушались. Исследование направлено на предотвращение таких ситуаций. Семья нужна каждому ребенку, ему нужна любовь и поддержка. Конечно же, семья в этом случае намного ресурснее детского дома. Но мы должны понимать, сможет ли она дать ребенку ту любовь, ту атмосферу, которая так ему нужна, и не разрушиться. Сейчас мы разработали единый комплекс методик по проведению такого исследования. Психологи с ним уже работают».
Галина Семья: «Ребенку нужна любовь и больше ничего»
Кандидаты в приемные родители на тематических форумах часто стараются выяснить методики проведения исследования, найти подобные тесты в сети, пройти их заранее или составить шпаргалки. Эксперты уверяют: так только хуже.
«Пытаться показать себя в рамках исследования лучше, чем мы есть на самом деле, — плохая идея. Когда кандидат проходит его по-честному, специалисты могут дать ему правильные рекомендации, работать с ним на достижение некоего результата. Если же человек до этого листал литературу, пытался найти «правильные ответы» и, в итоге, прошел исследование нечестно, все предложения и вопросы психологов не помогут. Они будут напрасными. Это не экзамен, к которому надо готовиться. Шпаргалки здесь — худшее, что можно придумать».
По словам Галины Семьи, у экспертов нет никакого «эталона приемного родителя», которому нужно обязательно соответствовать. Все, что нужно приемному ребенку — люди, готовые искренне о нем заботиться.
«Никакого эталона быть не может. Есть только две главных вещи. Первая — приемные родители должны быть готовы любить этого ребенка. Ему нужно окунуться в атмосферу такой любви. В детском доме у него нет на это шансов. Любовь там он должен заслужить — своими успехами, своим поведением. Он вынужден постоянно зарабатывать ее, добиваться. В семье такого не должно быть. А второе — родителям необходимо понимать особенности такого ребенка, понимать, что он отличается от их кровных детей, у него есть своя история, свои пережитые трагедии и недоверие к окружающим его людям. И приемная семья должна обладать ресурсом, чтобы решить эти проблемы, сгладить углы и удовлетворить потребности ребенка. Больше ничего не нужно. Все остальное — глупости».
Автор - Анна Поваго, сотрудник ИД «Коммерсантъ» специально для Усыновите.Ру
Материалы подготовлены с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.
20 Декабря 2024
До конца января нам нужно оплатить работу репетиторов с подростками из детских домов и приемных семей
04 Декабря 2024
2–3 декабря в Московском дворце пионеров на Воробьевых горах прошёл экспертно-практический семинар «Семейно-ориентированный подход в сети детских учреждений»