В обществе есть целый список устойчивых представлений о детях из детского дома. Например, что они плохо учатся и не хотят ничего добиваться. Рита Вестфалл для блога фонда «Арифметика добра» рассказывает историю Стаса — отличника, который мечтает стать известным хирургом и опровергает все стереотипы.
Рассказать о Стасе в одной статье — это как рассказать о целой вселенной в школьном сочинении. Этот мальчик настолько наполнен мыслями, чувствами, идеями и мечтами, что уместить всё в буквах совершенно невозможно. Но очень нужно, потому что это важно для Стаса, важно для его будущего, а, значит, важно для нас.
В видеоанкете, снятой 3 года назад волонтёрами фонда, который занимается поиском приёмных семей, кареглазый улыбчивый мальчик с восхищением и уверенностью говорит, что хочет стать хирургом. Сегодня, спустя столько времени, за которое у обычного ребёнка всё бы уже 20 раз поменялось, повзрослевший, но тот же мальчик с ещё большей уверенностью сообщает, что мечтает лечить людей и будет хирургом.
Стасу скоро 16 лет. Из роддома мама забрала его домой, к старшему брату Женьке. Но через 3 года мальчик был изъят из семьи и помещён в приют — мать злоупотребляла спиртными напитками и не могла исполнять родительские обязанности. Стас мало помнит из того времени. Знает, что пошёл в детский сад, куда нянечкой устроилась работать его родная бабушка. Ей разрешали забирать мальчиков домой.
Через 2,5 года ограничение в родительских правах матери было снято и почти шестилетний Стас снова оказался дома, с мамой. «Мне было, кажется, там нормально, она, мама, нас кормила. Со мной часто сидела бабушка. Такого, чтобы мама читала мне или играла со мной, я не помню. Помню, что на Женю она ругалась. Наверное, он получал плохие оценки». Стас прожил дома около года, пошёл в первый класс.
«Я всегда ходил на продлёнку, мы там занимались английским, делали уроки, играли. Я сидел в классе, и за мной пришла мама. Она была пьяная. Она говорила: „Иди ко мне“. А я не знал, что мне делать. Школа вызвала полицию, и меня забрали. Кажется, я не плакал. Нужно было ждать в отделении, там были хорошие тётеньки, они давали мне книжки. А потом меня отвезли в приют. Позже туда привезли брата. Мама не приходила, приходила бабушка. Уже оттуда мы уехали в детский дом. Больше дома я никогда не жил».
Стас стройно мыслит, прекрасно формулирует и чётко знает, чего хочет. В пятом классе он стал отличником по всем предметам и никогда не учился плохо, проявляя к учебе не просто интерес и уважение, а настоящую страсть. «В самом начале я учился так себе, плохо даже. А потом, меня как озарило. Я почувствовал такой толчок, силу, и стал учиться. Всё наладилось, я стал отличником. Я обожаю учиться, мне это интересно. Как будто чего-то не хватало, и оно раз — и появилось».
Стас берёт книги в библиотеке, дополнительно занимается с репетиторами, посещает кружок в медицинском институте, чтобы ещё лучше знать химию и понимать будущую профессию. Он танцует, читает стихи и увлекается театром. «У нас, конечно, нет специальных преподавателей по театральному искусству, но мы сами готовим постановки, выступаем. Мне нравится декламировать со сцены, говорить с залом. Я разносторонний человек, не зациклен только на биологии, математике. Я в равной степени люблю литературу и химические реакции. И говорить с умными людьми люблю. Если честно, я сам не знаю, как это получилось. Я знаю, что думают о детях в детских домах».
Первое воспоминание Стаса из детского дома — воспитательница, которую он очень боится. Старшего брата поселили отдельно, но то, что он был рядом, здорово поддерживало. Сейчас Жене 21, со Стасом они не сильно близки. «Самое начало жизни у меня всё как в тумане, я просто ничего не помню. Мне кажется, что я видел моего отца однажды. Я стоял в подъезде, и там был мужчина, он что-то принёс мне, на нём были очки. И вот это воспоминание, что я маленький, а он такой большой, — оно очень сильное, поэтому я думаю, что это был не просто мужчина».
Бабушка навещала Стаса регулярно и навещает сейчас. Мы не знаем, почему она не оформила на себя постоянную опеку, и он тоже не знает. Но ни с одной приёмной семьей, которая приезжала, чтобы познакомиться с ним, Стас встречаться не соглашался: «Я думал, что это предательство, я не мог взять и бросить её, уйти из детского дома в семью».
Стас бережно относится к карманным деньгам, которые получает в детском доме. «Я вообще не транжира, умею копить, спокойно отношусь к деньгам. Смотря какое у меня настроение, могу купить что-то вредное и съесть, но никогда не потрачу всё на ненужные глупости. Я не схожу с ума от того, что не могу пока купить себе то, о чём действительно мечтаю: ноутбук, клёвый велик. Я, например, никогда не был за границей. Когда закончу университет и стану хирургом, поеду в своё первое путешествие. Начну с Франции, хочу побывать в Париже. Мне кажется, хороший старт для отпуска знаменитого врача!»
Стас знает очень и очень многое, но теряется на вопросе о том, кого бы он мог назвать значимым взрослым в своей жизни
«Понимаете, я никого не могу выделить. У меня ко всем взрослым одинаковое отношение, они все равны. Я брал от всех по чуть-чуть, что-то в школе, что-то в детском доме. А вот так, чтобы какой-то особый взрослый, нет, такого в моей жизни нет».
Стас обожает книги Мишель Пейвер, Кейт Кэри и Черит Болдри. «В свободное время много читает» будет описанием действительности, а не оборотом речи. В программе «Шанс» Стас два года занимается английским, химией и биологией. В старших классах ему бы очень хотелось взять дополнительные предметы, чтобы повысить баллы ЕГЭ и поступить в московский вуз.
Вера Стаса в собственные силы, его стремление и внутренний стержень способны мотивировать любого взрослого с гораздо более лёгкой судьбой. Нам очень важно, чтобы Стас остался в программе и имел возможность учиться дистанционно и дальше. И это зависит от каждого, кто прочитает статью об этом удивительном мальчике из Архангельской области.
Во время интервью я спросила Стаса: «Какое твоё самое плохое воспоминание из детства?» «Думаю, что это то неприятное, чего я не помню. Из очень раннего детства, точно». «А какое самое хорошее воспоминание из детства?» — «Самое хорошее ещё, надеюсь, будет. Оно просто в будущем».
* Собранные средства пойдут на оплату уроков для Стаса и других детей из его детского дома.
https://mel.fm/blog/arifmetika-dobra/38615-yasidel-vklasse-izamnoy-prishla-mama-ona-byla-pyanaya?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=stasu-skoro-16-let.-iz-roddoma-mama-zab
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.