Подростковый возраст не случайно назван кризисным. Ему свойственны перепады настроения, максимализм, снижение авторитета взрослых. В самоизоляции эти проблемы могут обостряться и приводить к конфликтам в семье. Как сгладить острые углы в общении с подростком на карантине, рассказывает Ирина Кутянова, заведующая информационно-аналитическим отделением семейного центра «Печатники».
«Самоизоляция накладывает отпечаток на подростков, которые и так не любят ограничений: ни погулять по двору, ни пообщаться с ребятами в школе, нужно постоянно находиться в замкнутом пространстве. А еще дистанционное обучение, перегрузка домашними заданиями, невозможность пообщаться с учителем вживую, необходимость справляться с дистанционными платформами по обучению. Это вызывает дополнительный стресс у подростков и приводит к повышению раздражительности», — говорит Ирина.
Не проблема, а ресурс
Важно воспринимать появившуюся возможность постоянного общения с подрастающими детьми как ресурс, а не как проблему. Ведь в обыденной жизни нам часто не хватает времени на полноценный диалог. Важно советоваться друг с другом — что сегодня приготовить, какой фильм лучше посмотреть. Когда подросток видит, что с его мнением считаются, уважают, то и сам начинает спрашивать совета, обращаться за помощью. Нужно в эти моменты не отмахиваться от подростка: «Мне некогда» или «Иди спроси у мамы / папы / бабушки», а выслушать ребенка. Если нет времени, обозначить возможности: «Я работаю удаленно / варю борщ еще 10 минут, а потом смогу помочь».
Подростки — без пяти минут взрослые, с ними уже можно говорить на сложные темы взаимоотношений, моральной оценки поступков героев кинофильмов, о том, какие у них мечты и стремления. Часто подростки дают свежий взгляд родителям на обыденные вещи, помогают идти в ногу со временем, подсказывают новые направления развития. Если мы готовы слушать подростка, то сами становимся в душе моложе и современнее.
Традиции и правила
В отношениях с подростком конфликты и непонимание могут случаться. Однако важно определять границы дозволенного. В этом помогают семейные правила и традиции. Например, правила могут звучать следующим образом: «Мы любим друг друга. Каждый член семьи одинаково ценен. В нашей семье уважительно относятся к мнению друг друга. Мы не ругаемся матом, не применяем физическую силу». У каждой семьи свои правила, по которым она живет. О них должны знать все члены семьи и обязательно выполнять. Возьмем простой пример: сегодня остро стоит проблема нецензурной лексики в речи подростков. С помощью бранных слов они хотят самоутвердиться, показать себя взрослыми и уверенными в себе. Что делать, если подросток уже привык материться и ему кажется, что это норма? Есть один простой метод, как побороть эту проблему: если вы даете ребенку карманные деньги, то можете ввести и штрафы за нарушение правил семьи. Например, за каждое бранное слово 10 рублей уходит на благотворительность в защиту детей или животных. После нескольких штрафов подросток будет больше следить за речью и постепенно отучится говорить нецензурные слова. Однако надо помнить, что это правило распространяется на всех домочадцев. То есть если взрослые произносят нецензурные слова, то они также платят штраф. Положительные изменения в поведении подростка можно поощрить небольшой премией в конце месяца или долгожданной покупкой!
https://dszn.ru/press-center/news/3563
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.