Жаль, что нельзя сфотографировать глаза детей, которые, принимая меня, корреспондента «Правмира», за приемного родителя, с такой надеждой и теплотой смотрят на меня, что я уверена: большинство людей, задумывающихся об усыновлении, увидев эти обращенные на себя глаза, отбросили бы большинство своих сомнений.
Приемные дети – непростой, мягко говоря, крест, могу сказать как приемная мама двух мальчишек, и, конечно, тут много вещей надо взвешивать. Но мне кажется, русские люди обладают двумя качествами характера, которые как нельзя более подходят для воспитания детей, – это беззлобность и терпимость.
Конечно, у многих из нас в своем дому «по кому», но разве можно сравнить наши проблемы с участью «государственного» ребенка. Теперь, когда открыта вся информация о том, как много детей-сирот в нашей стране, когда вскрыт этот нарыв, православный человек становится как бы участником евангельской истории про избитого, ограбленного человека и трех прохожих, каждый из которых уже сделал свой выбор.
ТАИСИЯ (9 лет)
Воспитатель: Тася тактичная и спокойная девочка. Она никогда не грубит взрослым и правильно реагирует на замечания.
Тасю привлекает рукоделие, она ходит на кружки бисероплетения и вышивания. У нее много работ, которые даже направляли на выставку. Самое большое Тасино увлечение – рисование. Недавно она заняла первое место на конкурсе, получила диплом и подарок от Департамента образования. Девочка была очень рада и теперь хочет сделать еще больше, старается и занимается.
С учебой Тася справляется также хорошо, четверть она закончила без троек. В отличие от многих других детей домашнее задание делает самостоятельно.
Она любит заниматься с маленькими, ее постоянно тянет в нашу детсадовскую группу.
Тася -аккуратная девочка. Она не ждет, пока воспитатель заплетет ей косички, а сама и заплетет, и заколочкой заколет, и даже может сделать интересную прическу.
Психолог: Таисия очень умная и способная девочка, с хорошей нацеленностью на учебу, у нее высокий интерес к познанию мира, причем в разных сферах. Ей как будто интересно разгадать какую-то загадку интеллектуального характера, раскрыть суть, понять внутреннюю структуру. Благодаря этой черте ее личности она может стать успешным и признанным в социальном плане человеком. Прогноз ее развития очень хороший.
В личном контакте Таисия мягкая, бесконфликтная девочка. Она достаточно хорошо чувствует человека, в общении со сверстниками может подстраиваться под них. Общаясь с психологом, она ставит для себя задачу проконсультироваться на предмет общения со сверстниками, о том, как ей себя вести, как отвечать, когда со стороны других детей идет какое-то подавление. Она может проговаривать с психологом свое речевое поведение. То есть с помощью интеллекта она успешно берется решать, в том числе, и свои межличностные ситуации.
Таисия очень мягко выстраивает отношения с окружающими. Она чувствительная, нежная девочка, не диктатор, не стремится к доминированию и чаще находится в тени, но благодаря своему интеллекту может направлять других.
Патронатная служба: В этом году Тася пошла во 2 класс. В своем классе она учится лучше всех. Это контактная и общительная девочка. Все отмечают ее талант в рисовании. Она очень творческая натура, оригинально выполняет задания по рисованию, лепке, аппликации и бисероплетению. Тася любит участвовать во всех мероприятиях, во время выступлений она активна, эмоциональна, хорошо выполняет свою роль. Единственное, что ей не хватает, — это близкого человека. Тася очень хочет иметь семью. Ее мысли сосредоточены только на этой одной мысли. Она ждет маму. Постоянно. Мы верим, что дождется…
ВОВА (10 лет)
Руководитель патронатной службы: Вова с рождения живет в детских учреждениях, поскольку мать отказалась от него еще при рождении. Мальчик всегда очень хотел попасть в семью, но, к сожалению, пока на этой почве произошла лишь очередная трагедия. В шестилетнем возрасте он попал в семью, но через восемь месяцев был возвращен, хотя он уже по-своему привязался к патронатному воспитателю.
Несмотря на нашу работу с патронатным воспитателем, она оказалась человеком, не сумевшим изменить свои взгляды на некоторые вещи. Для приемной матери было более важно обучение ребенка, подготовка его к школе, чем установление теплых и доверительных отношений. И настоящей мамой, любящей и заботливой, желающей скомпенсировать годы одиночества, она так и не стала. Ребенок был очень травмирован возвратом, глубоко переживал разрыв и целый год находился в депрессии. Со временем депрессия прошла, но доверия и теплоты к людям данная ситуация, конечно, ему не прибавила.
Вова – не простой мальчик в силу того, что он не имел опыта нормальных теплых эмоциональных отношений. Его естественная потребность в любви, любви не за то, что ты хорошо себя ведешь и всем удобен, а просто за то, что ты есть в этом мире, никогда не была удовлетворена. Любое учреждение – это неестественная среда для ребенка. Даже самый хороший воспитатель не может ребенку заменить мать с ее индивидуальным вниманием.
Вова очень хочет найти семью, постоянно говорит и мечтает об этом. Мы надеемся на то, что, получив дозу семейного тепла и внимания, которой, конечно, ему нужно очень много, мальчик выправится. По натуре он все-таки добрый, беззлобный ребенок, несмотря на свою вспыльчивость. Он обижается, но может и быстро простить, не держит в себе обиды, отзывчив на ласку. Некоторая озлобленность присутствует, но мне кажется, это - корка, которую можно растопить.
Я думаю, что Вове нужны довольно строгие родители, которые могут устанавливать и держать границы дозволенного. Вова не глупый мальчик, по математике у него нет особенных проблем, и интеллект у него сохранный. Последствия депривации отразились больше на эмоциональной сфере ребенка, что выражается в отсутствии у него любознательности. Его мало что интересует в мире, кроме вопроса о своем семейном устройстве. Никаких медицинских отклонений развития у Вовы нет, все его недостатки связаны только с тем, что он не добрал в свое время того, что было нужно, поэтому в какой-то степени он значительно младше своего возраста. Но надо отметить, что это норма для всех наших детей: недоразвитие не интеллектуальной, а именно эмоционально-волевой сферы. Попадая же в семью, дети развиваются и дорастают до своего паспортного возраста.
Человек, который мог бы взять Вову в семью, должен быть достаточно чутким. В интернате мальчик иногда не умеет подчиняться общим правилам, может быть, в силу своей эмоциональной неразвитости. Он не может понять, что есть правила, и все мы их соблюдаем. Когда же общаешься с ним индивидуально – сложностей не много. Вова открыт к индивидуальному контакту и готов слушаться, но ему надо объяснять тепло и ласково – зачем и почему надо поступать именно так. Если же его подавлять, «строить» и ругать, то в ответ обычно следует протест, агрессия, замкнутость, истерики и обиды. Он плохо поддается именно жесткому управлению. С ним надо сочетать разумную строгость и ласку, чтобы он сохранял доверие к человеку. Когда мы с Вовой ходим в храм, он, как правило, слушается. Я не могу сказать, что у него есть духовные запросы, но старшие мальчики, которые ходят с нами, являются для него авторитетом. Мужское влияние для него значимо, и хорошо бы, чтобы приемная семья была все-таки полной. Одинокая женщина, как мне кажется, вряд ли справится.
У Вовы есть большой интерес и способности к спорту. Его можно отдавать в любой вид спорта, он спортивный, крепкий мальчик.
Вова (интервью):
- Ты уже думал, кем ты хочешь стать, когда вырастешь?
- Я хочу стать ветеринаром.
- Ты любишь животных?
- Да.
- А что ты любишь делать больше всего?
- Я обожаю играть в футбол.
- У тебя есть заветное желание?
- Да. Родителей. И чтобы там были две собаки, большие, пушистые и дрессированные.
- А ты задумывался о смысле жизни когда-нибудь, зачем мы живем?
- Да-а. А зачем? (Задумывается). Ну, я не верю, например, что когда мы умрем, то тело останется на земле, а душа полетит на небо.
- Есть какой-либо взрослый, который тебе нравится?
- Да. Тетя Лариса (нянечка).
- Если бы ты вдруг получил целый миллион, как бы ты его потратил?
Вова думает и, проявив житейскую смекалку, видимо, учитывая, что я корреспондент православного СМИ, отвечает: - Дал бы нищим, остальное взял себе.
- Серьезно? А как бы ты свои деньги потратил?
- Ну, я бы хотел много-много сладкого, квартиру, мебель, телевизор там, много-много собак. Ну не так уж много, но много. Оружие какое-нибудь защитное.
Воспитатель: Надо сказать, что Вова – справедливый мальчик, но, видимо, он не в состоянии совладать со своими эмоциями. Однако могу сказать, что если все время быть рядом с ним и уделять время только ему, то особенных проблем не возникает. Вова считался сложным ребенком, когда мы с ним прошлым летом попали в лагерь. Он немного заболел, поэтому не ходил на море и все время тянулся ко мне, практически «висел». Я смотрел на него и не понимал, почему же его считают сложным. Но так было только тогда, когда он был со мной, когда я уделял ему время.
Вова хороший спортсмен во всех подвижных видах спорта, он очень хорошо плавает. Относительно учебы, конечно, можно сказать, что ему надо больше читать и больше заниматься. Заниматься именно вместе со взрослым. Например, если я сижу рядом, в то время, когда он занимается, и поправляю его, то он медленно и спокойно, но обязательно все сделает. Если же он находится на отдалении, то как только что-то не получается, он сразу ручку кидает и т.д. Склонности к занятиям в каких-либо кружках я у него не вижу.
В качестве приемного родителя Вове подошел бы скорее мягкий человек, чем авторитарный. Но если уж родитель будет авторитарным, то подавление, видимо, должно быть каким-то глобальным. Из собственного опыта разрешения мальчишеских потасовок могу сказать, что иногда перевожу эти ситуации в шутку, поднимаю на смех. Вова не злобный, не затаивает злобы, он отходчивый мальчик.
Конечно, ему бы больше подошла полная семья, хотя бы потому, что мужчин вообще не хватало в его жизни. До десяти лет среди его воспитателей, нянечек и учителей были только женщины. Я люблю его не то чтобы особо, но, поскольку я работал в подобных учреждениях и такая публика мне знакома, Вова мне импонирует: с ним интересно работать, чтобы направить его энергию в нужное русло.
Психолог: Вова очень сильно стремится к близким отношениям, стремится привязаться к какому-то человеку. Для него принципиально важно сейчас – появление значимого взрослого. И он, как все яйца в одну корзину, все вложит в эти отношения. Для него сейчас не важна ни учеба, ни отношения со сверстниками. Он устремлен и сосредоточен только на это и, прежде всего, на выстраивание отношений с мамой, на реализацию отношений «мать-дитя». Наличие отца, полной семьи в данном случае отступает на второй план. Пока Вова еще ребенок, он может воссоздать то, что было недоступно ему на предыдущих этапах, и тем самым выйти к нормальному взрослому этапу жизни. В глубине души осознавая это, он устремлен только на ожидание такого взрослого. Поэтому у него нет других мотивов, которые присутствуют у ребенка его возраста, например, мотива обучения, мотива совершенствования себя в определенных навыках, в отношениях со сверстниками. Если Вова попадет в семью, то скорее всего он некоторое время будет вести себя совершенно по-младенчески, требовать внимания как новорожденный, на котором мама сконцентрирована 24 часа в сутки. Конечно, не стоит ожидать каких то крайних проявлений, но его поведение вполне может восприниматься как капризность и безосновательная требовательность. На самом же деле, для него просто важно замкнуть вот это пространство личности со значимым взрослым, с мамой.
Заключение: Для детей, о которых мы рассказали в настоящей статье, возможны любыe формы семейного устройства. По вопросу их определения в семью вы можете обращаться в патронатную службу школы-интерната № 55 г. Москвы internat-55@yandex.ru , в органы опеки, а также посоветоваться со мной – автором данной статьи, прошедшей в свое время эти формальные этапы, по адресу nataly29077@yandex.ru
Источник: по материалам интернет-портала Правмир, 18 марта 2010 г. (публикация содержит фотографии детей)
ДЛЯ СПРАВКИ:
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.