Глава МВД Рашид Нургалиев предлложил создать для защиты приемных детей службу сопровождения семей. По его мнению, в состав таких служб целесообразно включить психологов, социальных педагогов, социальных работников, педиатров и юристов. Комментарует выступление министра директор Центра патронатного воспитания детского дома № 19 (г. Москва) Мария Терновская:
“У такой "службы сопровождения" должны быть права законного представителя ребенка. Без восстановления этой правовой конструкции, как мне кажется, любое сопровождение останется на бумаге, не приведет к существенным результатам".
На просьбу корреспондента рассказать об опыте детского дома № 19, М. Терновская отметила следующие важные моменты.
Патронатное воспитание - особая форма устройства детей в семью, при которой права и обязанности по защите ребенка были разграничены между учреждением, то есть нами, и "семьей сопровождения". Наши полномочия делегировались нам органами опеки - по договору.
У нас существовало несколько служб.
Служба по работе с детьми готовила ребенка к передаче в семью. Психологи, педагоги, логопеды, дефектологи - все работали с ребенком, пытаясь преодолеть последствия травматического опыта, возникшего в результате разрыва со своей собственной семьей или в результате ненадлежащего обращения с ребенком в тех местах, где он находился до помещения к нам. Важно, что мы всё знали про этого ребенка.
С другой стороны, работала служба, которая подбирала семьи. Мы искали граждан, желающих взять детей, они к нам обращались, и здесь семьи проходили полный курс подготовки и обследования. Происходил очень жесткий отбор: из десяти заявителей на выходе оставался один человек. Не потому, что мы кого-то специально отсеивали, а потому что, во-первых, люди с нашей помощью получали полное представление, на что они идут. Во-вторых, тот, кто пришел "со злом", уходил сразу, потому что становилось ясно, что такое интенсивное взаимодействие с нашей службой не даст им возможности делать то зло, которое они собирались делать. Имеется в виду педофилия, финансовые злоупотребления и прочие вещи.
Отсеивались и люди, которые не понимали, собственно, зачем они это делают. Длительная подготовка семьи, её взаимодействие с нами - и в процессе подбора ребенка, и до устройства, и после - это все создавало условия для безопасности ребенка в семье.
Безусловно, нельзя нарушать каких-то границ семьи, нужно уважать тех людей, которые берут ребенка на воспитание и делают это хорошо. Здесь очень тонкая грань, очень хрупкий баланс, который нужно соблюдать.
Чтобы добиться такого баланса, нужно четко прописывать, какие права и обязанности у "служб сопровождения".
Боюсь, что просто назначив какие-то учреждения "службами сопровождения", проблему не решить. Такая служба должна быть не просто назначенной, а отвечать за то, что она делает: иметь права и обязанности по отношению к ребенку, за судьбой которого ей поручат следить, иметь качество законного представителя. Иначе все это повиснет в воздухе.
Источник: по материалам статьи А. Кириленко "Детей хотят защитить... Получится?" на сайте радиостанции Свобода от 24.04.2009
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.