«Здравствуйте! Прочитали с мужем в вашей газете статьи об усыновлении и расстроились. Дело в том, что мы хотим усыновить ребёнка, но, оказывается, российским гражданам очень трудно найти здорового малыша. Да и доходы наши не настолько велики: на двоих получается 13 тысяч рублей, а нужно, чтобы выходило не менее 7,5 тысячи на человека. Что ж, видимо, придётся смириться с одиночеством... Галина Ивановна».
Такое письмо пришло на прошлой неделе в нашу редакцию. «МОЁ!» не раз поднимала вопрос усыновления детей. Но к сожалению, в публикациях были допущены некоторые неточности. Сегодня мы постараемся их исправить.
Так, в материале «Воронежским усыновителям предлагают больных детей», напечатанном в номере от 11 июля, был указан неверный адрес регионального оператора по усыновлению. Он находится по адресу: площадь Ленина, 12.
В этой статье также было сказано, что доход усыновителей должен составлять не менее 7,5 тысячи рублей на человека. Однако, по словам руководителя главного управления образования Воронежской области Якова ЛЬВОВИЧА, в Семейном кодексе РФ сказано, что эта сумма должна равняться прожиточному минимуму (в нашей области это примерно 2,5 тысячи рублей). Да и то решение этого вопроса отнесено к компетенции суда, который может принять положительное решение и при меньшем доходе семьи.
В статье от 6 июня «Воронежские женщины рожают детей для иностранцев» мы привели слова начальника городского комитета опеки и попечительства Дениса ПЕТРОВА, из которых следовало, что муниципальным органам опеки и попечительства даётся месяц, чтобы устроить судьбу маленького сироты, и за 30 дней тяжело определить ребёнка в воронежскую семью. По истечении этого срока региональный оператор по усыновлению должен разместить информацию о сироте в региональном банке данных. Если ребёнок в течение трёх месяцев не будет усыновлён российской семьёй, то это право получают и иностранцы.
Однако с этим утверждением не согласно управление образования. Как уверяет руководитель управления, в соответствии со ст. 5 федерального Закона 44-Ф3 от 16.04.2001 года «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» предоставление сведений о таких детях региональному или федеральному операторам не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству таких детей на воспитание в семьи граждан России. То есть органам опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов не только можно, но и нужно постоянно вести работу по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи россиян.
Кроме того, по словам Якова Львовича, согласно ст. 124 Семейного кодекса РФ: «Дети могут быть переданы на усыновление гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим за пределами территории Российской Федерации, иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с п. 3 ст. 122 настоящего кодекса».
То есть минимальный срок, после которого сведения о детях могут быть представлены иностранным гражданам, не 3, а 8 месяцев (1 месяц сведения находятся в районе, 1 месяц — в региональном банке и 6 месяцев — в федеральном банке). Если органы опеки и попечительства будут постоянно работать над устройством детей-сирот в семьи российских граждан, то преимущества в восемь месяцев перед иностранными усыновителями будет вполне достаточно.
В нашей статье начальник комитета опеки и попечительства высказал мнение, что россиянам не всегда показывают здоровых детей. По этому поводу руководитель управления образования сообщает: направления для знакомства с детьми кандидатам в усыновители первыми выдают органы опеки и попечительства — муниципальные органы управления образования, отделы опеки и попечительства, выполняющие функции по защите прав детей, — которые и призваны строго это контролировать и регулировать.
Диагноз, установленный ребёнку, состоящему на учёте в региональном банке данных, должны уточнять органы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов, а кандидаты в усыновители могут требовать проведения обследования ребёнка специальной независимой комиссией.
Также управление образования не согласно с утверждением начальника городского комитета опеки и попечительства, что информация о большинстве воронежских детей, усыновлённых иностранцами, не была занесена в федеральный банк данных. По словам Якова Львовича, без предоставления данного подтверждения из Минобрнауки РФ областным судом не могли быть рассмотрены дела об усыновлении, а копии таких писем на каждого ребёнка из г. Воронежа, усыновляемого иностранными гражданами, направляются в городское управление опеки и попечительства.
Источник: Моё, 15.08.06
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.