Как сообщили REGIONS.RU в Управлении по связям с общественностью и взаимодействию со СМИ Госдумы РФ, в дискуссии приняли участие депутаты, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Федерации, общественных объединений, ведущие специалисты в области семейной политики и права.
Председатель Комитета Екатерина Лахова сообщила, что инициаторами слушаний стали регионы. "И это не случайно, - сказала она. - Прошло два года со времени принятия федеральных законов о разграничении полномочий власти. Основная нагрузка по решению важнейших и непростых вопросов социальной поддержки семей с детьми, детей-сирот, беспризорных и безнадзорных легла на плечи регионов. Им пришлось принимать законы, разрабатывать программы, решать финансовые и организационные вопросы. Степень готовности регионов разная. Разные финансовые возможности и разное понимание значимости решения проблем семьи и детей. Есть регионы, где этими вопросами занимаются давно и семейная политика реализуется довольно успешно: созданы специальные структуры, налажено конструктивное взаимодействие между исполнительной, законодательной властью, общественными организациями. Другие регионы пока находятся в поиске эффективных механизмов решения социальных проблем семьи и детей. Есть и такие регионы, где еще не пришли к пониманию необходимости работы с семьей и считают, что сначала надо укрепиться экономически, а потом уже думать о семье".
Участники слушаний обменялись опытом законодательного и практического решения вопросов семьи и детства.
Руководитель департамента по вопросам семьи, материнства и детства Самарской области Елена Шашарина рассказала, что в ее регионе семейная политика выделена в самостоятельное направление работы исполнительной власти, которая видит свою задачу в том, чтобы помочь каждой семье стать субъектом семейной политики и обеспечить условия для реализации приоритетного права ребенка жить и воспитываться в семье.
Принят областной закон о делегировании полномочий органам местного самоуправления (вместе с необходимыми субвенциями); нормативные акты об организации профилактики детской безнадзорности, о дополнительных гарантиях семьям, воспитывающим детей, социальной поддержке детей-сирот.
Созданная в области система из 111 специализированных учреждений со штатом общей численностью 4 тысячи человек обслуживает 150 тысяч из 500 тысяч семей и 240 тысяч из 700 тысяч детей. Оптимальность ресурсного обеспечения специализированных центров службы семьи достигается за счет внутриведомственного системного взаимодействия как учреждений, так и отдельных специалистов. В области работают учреждения для дневного пребывания детей из неблагополучных семей, центры по работе с детьми-инвалидами, социальные гостиницы для беременных женщин и женщин с грудными детьми, открыт реабилитационный стационар для детей, подвергшихся насилию в семье, центр социальной реабилитации подростков, освободившихся из закрытых воспитательных учреждений.
По словам Е.Шашариной, в области ведется работа не только с семьями и детьми группы риска и уже попавшими в трудную жизненную ситуацию, но и с благополучными семьями. "Еще в прошедшее десятилетие мы взяли курс на увеличение численности активно действующих успешных семей, которые способны выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие", - сообщила Е.Шашарина.
За 14 лет существования в структуре администрации Самарской области отдельного семейного департамента, благодаря тесному взаимодействию с органами местного самоуправления и поселковыми администрациями, удалось не только переломить тенденцию роста семейного неблагополучия, но и существенно улучшить уровень социально-педагогического благополучия семей. Возросло количество родов (по сравнению с количеством абортов), снизилась младенческая смертность, в 1,7 раза уменьшилось число обучающихся в коррекционных школах для умственно отсталых детей. Уменьшилось число разводов, случаев лишения родительских прав (с 1700 до 1200 случаев). В 2,7 раза снизилось число безнадзорных детей, в 1,3 раза уменьшилось число социальных сирот. 2 тысячи семей воспитывают 3 тысячи приемных детей, среди которых, по словам Е.Шашариной, нет ни одного осужденного и ни одного наркомана. Нет в области и беспризорных детей.
Ведется работа по обеспечению жильем и трудоустройству выпускников детских домов. В ближайшее время будет активизирована работа по решению проблем в системе дошкольного воспитания, планируется разработать систему ежемесячных выплат на детей в возрасте до 6 лет.
В ходе обсуждения были затронуты вопросы усыновления, досуга и оздоровления детей, социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов. Предлагалось создать единый координирующий орган в сфере материнства и детства.
В ряде выступлений указывалось на отсутствие на федеральном уровне государственных минимальных социальных стандартов в сфере социальной поддержки семьи и детей. Правительству рекомендовано разработать соответствующие стандарты и федеральную целевую программу "Дети России" на 2007-2010 годы, обеспеченную необходимыми финансовыми ресурсами и реальными механизмами реализации. Предложено также ускорить разработку механизма предоставления субъектам Федерации субсидий на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Государственной Думе рекомендовано ускорить подготовку законов, предусматривающих увеличение стандартных налоговых вычетов на детей; увеличение продолжительности периода, засчитываемого в страховой стаж одного из родителей при осуществлении ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет; повышение пособий при рождении ребенка и по уходу на ребенком; усиление уголовной ответственности за торговлю детьми и посредническую деятельность при усыновлении детей; защиту детей от информации, наносящей вред их здоровью и нравственному развитию; создание ювенальных судов.
Источник: Regions 20.04.06
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.