В связи с возникающими у органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, вопросами
об осуществлении органами опеки и попечительства деятельности по выявлению детей, нуждающихся в опеке (попечительстве), их устройству, контролю за деятельностью опекунов (попечителей) и организации деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – организация для детей-сирот), в условиях применения ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в целях обеспечения единообразного применения законодательства, а также в дополнение к совместному письму Минтруда России (Котяков А.О., письмо от 6 апреля 2020 г. № 12-3/10/В-2638), Минпросвещения России (Кравцов С.С., письмо от 6 апреля 2020 г. № СК-253/07), Минздрава России (Мурашко М.А., письмо от 6 апреля 2020 г. № 30-0/И/2-4128), Роспотребнадзора (Попова А.Ю., письмо от 6 апреля 2020 г. № 02/6140-2020-24) об организации работы стационарных организаций социального обслуживания и организаций для детей-сирот Минпросвещения России рекомендует следующее.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению cанитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» (далее – Указ), а также постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 г. № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 2 марта 2020 г. № 5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» иот 30 марта 2020 г. № 9 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» высшие должностные лица субъектов Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции обеспечивают разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мер в субъекте Российской Федерации, включая приостановление деятельности отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений Указа и определение численности государственных и муниципальных служащих, обеспечивающих функционирование этих органов.
Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. в целях противодействия распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) судам рекомендовано рассматривать дела и материалы безотлагательного характера, в том числе о защите конституционных прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, охрану здоровья и собственности. Рассмотрение споров, связанных с воспитанием детей, включая ограничение и лишение родительских прав родителей, судами в настоящее время
не осуществляется.
Таким образом, деятельность органов опеки и попечительства по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей, устройству их в семью на воспитание или помещению под надзор в организацию для детей-сирот, контролю
за деятельностью опекунов (попечителей) и организация деятельности организаций для детей-сирот должны осуществляться в зависимости от сложившейся эпидемиологической ситуации в конкретном субъекте Российской Федерации, а также принятых ограничительных мер.
Дети, которые находятся в организациях для детей-сирот по заявлению их родителей или опекунов (попечителей), могут быть переданы законным представителям на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации. Для принятия решения организации для детей-сирот достаточно заявления законных представителей, а также заявление ребенка (учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен).
Если организацией для детей-сирот рассматривается вопрос о временной передаче детей, оставшихся без попечения родителей, законным представителем которых выступает организация для детей-сирот, в семьи граждан, проживающих
на территории Российской Федерации, то в этих случаях применяются установленные постановлением Правительством Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 Правила временной передачи детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации (далее – Правила). Согласно указанным Правилам гражданин представляет
в организацию для детей-сирот заключение органа опеки и попечительства, выданное гражданину по его месту жительства. Также организация для детей-сирот вправе информировать граждан, имеющих заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), уже установивших личный контакт с ребенком, о возможности временной передачи детей в их семьи.
Если введенные ограничительные меры позволяют родственникам, иным лицам, с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения, сотрудникам организаций для детей-сирот получить необходимые документы, то в данном случае органам опеки и попечительства в случае обращения указанных лиц рекомендуется осуществлять проведение необходимых мероприятий в целях подготовки заключения о возможности временной передачи ребенка (детей) и выдачу таких заключений в обычном порядке.
В случае временной передачи ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, в семьи граждан организация для детей-сирот обеспечивает детей продуктами питания или выплачивает денежную компенсацию на их приобретение. При этом порядок обеспечения определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В случае невозможности оперативно собрать необходимые документы для получения указанного заключения органам опеки и попечительства рекомендуется осуществлять передачу детей под предварительную опеку и попечительство). Под предварительную опеку (попечительство) также рекомендуется передавать детей действующим опекунам (попечителям). Принятие акта о предварительной опеке (попечительстве) допускается при условии предоставления гражданином документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни (статья 12 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»). Проведение обследования должно осуществляться с соблюдением требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
В случае если введенные ограничительные меры позволяют органам опеки и попечительства, региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее – государственный банк данных о детях), предоставлять производную информацию о детях, оставшихся без попечения родителей, гражданам, имеющим заключение о возможности быть усыновителями, опекунами (попечителями), состоящими на учете в органе опеки и попечительства, государственном банке данных о детях, а также принимать заявления на выдачу направлений и осуществлять выдачу гражданам направлений на посещение детей, предоставлять организациям для детей-сирот возможность приема граждан в целях посещения ребенка (детей) и принятия органом опеки и попечительства решений о назначении опеки (попечительства), указанная деятельность может продолжаться в обычном режиме. При этом должны быть соблюдены требования по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, при решении вопросов, связанных с его воспитанием, обязателен.
В соответствии с полномочием органов опеки и попечительства
по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки (попечительства), предусматривается обязанность проведения обследования условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения его родителей или его родственников и обеспечения защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве. При проверке поступающих сведений о ребенке (детях), родители или иные законные представители которых находятся в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, и принятии мер по защите прав и интересов таких детей органам опеки и попечительства рекомендуется следующее.
В случаях, при которых требуется помещение ребенка (детей) в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, а также предоставления иных медицинских услуг, родители которых находятся в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, необходимо взять информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство одного из родителей или иного законного представителя. Информированное добровольное согласие дается в порядке, установленном статьей 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в отношении:
несовершеннолетнего не старше 15 лет, несовершеннолетнего, больного наркоманией, не старше 16 лет или недееспособного лица, если оно по своему состоянию не способно дать согласие на медицинское вмешательство;
несовершеннолетнего, больного наркоманией, при оказании ему наркологической помощи или несовершеннолетнего при медицинском освидетельствовании в целях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения (за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев приобретения несовершеннолетними полной дееспособности до достижения ими 18-летнего возраста).
Если помещение ребенка (детей) в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, не требуется, ребенок (дети) по указанию родителей может остаться на попечении его родственников или лиц, с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения. При этом целесообразно взять у родителей согласие в простой письменной форме об отказе
во временном помещении ребенка (детей) в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, и оставлении их на попечении указанных лиц, составленное в присутствии представителя администрации медицинской организации, в которой они находятся на лечении, либо специалиста органа опеки и попечительства.
При обстоятельствах, свидетельствующих о невозможности выполнения родителями своих обязанностей длительное время по независящим от них причинам (ухудшение состояния здоровья и увеличение сроков лечения в стационарных условиях), и в случае невозможности для родственников или иных указанных лиц оперативно собрать необходимые документы для назначения их опекунами (попечителями) в общем порядке на основании совместного заявления родителей на период, когда по уважительным причинам они не смогут исполнять свои родительские обязанности, органам опеки и попечительства рекомендуется осуществлять передачу ребенка (детей) под предварительную опеку (попечительство). Основанием для принятия акта органа опеки и попечительства может быть документ медицинской организации о нахождении родителей на длительном лечении, а также согласие ребенка (детей), достигшего возраста
10 лет. При отсутствии родственников или иных указанных лиц рекомендуется рассматривать возможность назначения временными опекунами (попечителями) действующих опекунов (попечителей). Принятие акта о предварительной опеке (попечительстве) допускается при условии предоставления гражданином документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. Проведение обследования должно проводиться с соблюдением требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции
(COVID-19).
В случае отсутствия попечения родственников или лиц, с которыми у ребенка (детей) имеются устойчивые личные отношения, ребенок (дети) может быть временно помещен в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения. В зависимости от ситуации основанием для помещения и пребывания
в данном учреждении являются в том числе:
личное обращение несовершеннолетнего;
заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Порядок приема несовершеннолетних в указанные учреждения установлен статьей 13 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В случае если опекун (попечитель) находится в медицинской организации, оказывающей медицинскую помощь в стационарных условиях, опека (попечительство) может быть временно прекращена как по его просьбе,
так и по инициативе органа опеки и попечительства в целях передачи ребенка (детей) под предварительную опеку (попечительство). Впоследствии опека (попечительство) может быть восстановлена путем отмены акта органа опеки и попечительства о временном освобождении от исполнения обязанностей опекуна (попечителя) и с учетом соблюдения требований в случае установления их этим актом, а также с учетом мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет. Возможность временного прекращения обязанностей опекуна (попечителя) предусмотрена
частью 4 статьи 29 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. № 48-ФЗ «Об опеке
и попечительстве».
Если отсутствует возможность назначения временного опекуна (попечителя), ребенок (дети) может быть временно помещен в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
В случае если введенные ограничительные меры, включающие в том числе установление особого порядка передвижения на соответствующей территории лиц
и транспортных средств, не позволяют органам опеки и попечительства осуществлять в порядке и в сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации, проверку условий жизни детей, находящихся под опекой (попечительством), соблюдения опекунами (попечителями) прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами (попечителями) требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, органам опеки
и попечительства рекомендуется принять акт о переносе плановых проверок на весь период до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации.
В течение указанного периода органом опеки и попечительства может быть организован мониторинг, включающий в себя сбор, учет, обработку и анализ информации, поступающей от опекунов (попечителей), несовершеннолетних подопечных, компетентных органов, уполномоченных организаций. Мониторинг может осуществляться в дистанционном режиме с применением цифровых технологий.
Оказание консультативных услуг организациями, осуществляющими сопровождение семей, принявших на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, также рекомендуется осуществлять в дистанционном режиме
с применением цифровых технологий.
В течение всего периода до завершения мероприятий, связанных с осложнением эпидемиологической ситуации в субъекте Российской Федерации и соблюдением требований по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), рекомендуется продолжать взаимодействие организаций для детей-сирот с негосударственными некоммерческими (в том числе общественными и религиозными) организациями, благотворительными фондами, а также отдельными гражданами – добровольцами (волонтерами), оказывающими поддержку, до введения ограничительных мероприятий, в том числе в случае принятия решения об объявлении карантина в организации.
Прошу довести настоящие рекомендации до сведения специалистов органов опеки и организаций для детей-сирот, а также обеспечить личный контроль за исполнением данных рекомендаций и организацию горячей линии для консультаций граждан, специалистов органов и организаций, осуществляющих профессиональную деятельность в сфере защиты прав детей, по вопросам форс-мажорных обстоятельств, возникших в связи с введением ограничительных мер, направленных на противодействие распространению на территории субъекта Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
|
|
С.С. Кравцов |
08.02.2019 г. Минпросвещения внесёт законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
8 февраля в Общественной палате Российской Федерации прошли слушания по законопроекту «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». В мероприятии приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т. Ю. Синюгина.
В ходе своего выступления Т. Ю. Синюгина сообщила, что ведомство готово внести законопроект об изменении процедуры усыновления несовершеннолетних в Правительство.
– В течение полугода мы неоднократно с вами встречались. И поводом для наших встреч были заинтересованный и неравнодушный разговор и работа над законопроектом, который сегодня уже готов к тому, чтобы мы внесли его в Правительство, – сказала Т. Ю. Синюгина.
В декабре 2018 года членами Межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России подготовлен законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам защиты прав детей». Законопроект был размещен на федеральном портале проектов нормативных актов для широкого общественного обсуждения.
В законопроекте содержатся новые подходы к передаче детей-сирот на воспитание в семьи, которые позволят развивать институт опеки, совершенствовать условия для подготовки лиц, желающих взять в свою семью ребенка-сироту.
Впервые законопроектом предлагается ввести в федеральное законодательство понятие «сопровождение». Планируется, что этим полномочием будут наделены уполномоченные региональные органы власти и организации, в том числе НКО.
Отдельное внимание в документе уделено именно процедуре усыновления, туда добавлено положение о порядке восстановления усыновителей в обязанностях родителей, если раньше их лишили такой возможности.